12:35 

К теме ложных воспоминаний

Цадкиэль
Цифровая душа
Типа «Ведьмы из Блэр»

Этот фильм мне снился очень давно, еще в подростковом возрасте, потому названия у него то ли не было, то ли я его не помню.

Но в то время по телевизору часто крутили разные документальные фильмы о жизни писателей, о природе, работе фабрик и заводов и прочее. Они были совсем не похожи на современные, снятые и сверстанные по образцу американских. И у нас, в советских документалках не использовали постановочные кадры с актерами – во всяком случае, мне такое не попадалось.
И голос за кадром был такой пафосный и жизнеутверждающий!

Сам этот фильм мне снился (то есть, я его якобы смотрел) где-то в 90-95 году. Где-то так. Стилистика – на 100% советский документальный фильм. В том числе там был и пафосный голос за кадром.

Сюжет:

Это был фильм о школе-интернате для одаренных детей. Дети там были художественно одаренные – рисовали, лепили и прочее.
Камера показывает классы, где они учатся, а хорошо поставленный женский голос за кадром это все комментирует.
Время от времени в кадр попадали члены съемочной группы, и возникало впечатление, что мы видим пока не совсем готовый фильм, а только материалы к нему. Или, что готовый фильм монтировали не телевизионщики, а кто-то другой...

Показывают детишек, все они почему-то лет до 10, подростков не было. Дети демонстрируют свои рисунки, голос за кадром рассказывает об истории школы и ее знаменитых выпускниках.
-Лучшие юные художники со всей нашей необъятной страны собрались в стенах этого прославленного учебного заведения…- и в таком стиле весь закадровый текст, сплошные речевые штампы советского времени.

Показывают этих детей. Все они исключительно серьезные, у всех лица задумчивые, умные, с «печатью философии на челе» и без капли юмора.
Они очень чинно и организованно ходят из класса в класс, рисуют на природе или читают. Просто сплошной праздник послушания.

Тут время от времени в кадр начинают попадать какие-то довольно странные рисунки и скульптуры. А голос комментирует:
-Одаренность видна уже в самых ранних работах малышей…
На экране – детский рисунок, примитивный и совершенно какой-то неказистый, а на нем – машина сбивает собаку. Цветным карандашом абы как нарисована лужа крови, оторванная собачья лапа и орущие прохожие.

Голос за кадром совершенно бесстрастный, очень мелодичный и в нем – ни одной эмоции. Прямо как в современных лифтах. Он говорит:
-Сюжеты ребята черпают из окружающей жизни…
На экране рисунок более старшего ученика, технически он выполнен намного лучше. На нем – горящий многоэтажный дом, люди выбрасываются из окон, некоторые уже горят.

-Красота родной природы, наших городов и деревень неизменно вдохновляет юных художников.
Это голос за кадром. А на рисунках сплошь какие-то полуразрушенные дома. Или заколоченные. Или какой-то сарай в поле, он повторяется на нескольких рисунках и выглядит весьма зловеще.
Еще показывают скульптуры и рисунки зверей – к теме родной природы. Голос за кадром их поясняет:
-Вот лиса бежит по первому снегу... На охоту выходит куница…. Семейка зайцев притаилась под кустом…
А на рисунках у всех животных какие-то напряженные, страдальческие позы и безумные глаза.

Были еще рисунки, где в спальню к детям входят какие-то вытянутые аж до потолка черные фигуры – то ли инопланетяне, то ли какие-то призраки. Страшные, честно говоря – до жути! Эти персонажи попадались особенно часто.

-Юным воспитанникам интерната особенно нравится изображать любимые всеми ребятами праздники: день рождения, Новый год…
А на картинках они водят хороводы вокруг этих черных фигур вместо елочки! Похоже, взрослые приняли это за елочку? Нет, детишки вокруг призраков этих резвятся на самом-то деле.


Время от времени кто-то из воспитателей и учителей появляется на экране и начинает рассказывать якобы о жизни школы и творчестве. Но они несут какую-то фантасмагорическую чушь, так и сыплют терминами, а при этом глаза у всех как загипнотизированные.
Тут становилось по-настоящему страшно.
Учительница с простым крестьянским лицом говорит в камеру:
-Беспрецедентно широкий диапазон метафорического осмысления предметного универсума расширяет рамки реалистического дискурса…
И прочее.

После ее выступления на экране появляются образцы как бы декоративно-прикладного искусства. Они все абстрактные, в основном какие-то нагромождения палочек, веревочек, перьев, кусков меха. Все выпачкано краской и напоминает забытые охотником ловушки, в которые какой-то зверек попал пару месяцев назад и сгнил. Выглядит это откровенно тошнотворно.

Голос за кадром бесстрастно вещает что-то типа:
-В работах старших учеников поднимаются серьезные темы, тревожащие наших современников…
Но работы эти – абстрактные, это фактически беспредметная живопись, просто линии, геометрические фигуры. Там трудно судить про какие-то темы и современников. Но цвета все неприятные, часто они диссонируют и создают крайне отталкивающее впечатление. Много коричневого, фиолетового, грязно-розового.

Кстати, интересный момент – в их работах было не так уж много красного, как можно ожидать. Там где у рисунков имелись сюжеты, это были какие-то жестокости. Потому ждешь, что все будет черно-красное, например. Но нет! Цвета были очень яркие, как дети любят, но какие-то грязные. Они неудачно смешивались, там-сям бросались в глаза потеки, пятна коричневого, серого, желто-зеленого, черно-зеленого, хаки.

Чем дальше, тем больше внимания съемочная группа начинает уделять именно таким жестоким и уродливым работам. Иногда один оператор попадает в камеру другого, и становится видно, что они и сами какие-то заторможенные, и у них у самих уже совершенно сумасшедшие глаза!
Тут наступает как бы заранее спланированная режиссером кульминация фильма. После выставки работ учеников на экране возникает директриса школы-интерната. Такая манерная дама в бусах. Символ прогрессивного искусства тех лет.

Все как бы в порядке, и тут она говорит:
-Наш коллектив – это педагоги, беззаветно преданные детям. МЫ СДЕЛАЕМ ВСЕ, ВСЕ, ЧТО ОНИ СКАЖУТ!

И становится понятно, что «одаренные дети» каким-то образом взяли под полный контроль весь педагогический коллектив. То ли это гипноз, то ли какая-то одержимость духами, непонятно. Или замешаны те длинные черные фигуры? Может, просто их «искусство» так действует на людей? Этот момент остался для меня непрояснен.

Мы видим, что у учителей и воспитателей с психикой все неблагополучно.
Показывают как идет урок. Дети все прилизанные, аккуратные и ужасно серьезные. Они что-то рисуют, тихонько переговариваются. А в это время у доски учитель стоит, повернувшись лицом к стене, совершенно отрешенный. Покачивается и сам себе что-то бормочет. Тут один учение встает, обращается к нему (все вежливо и прилично!) Учитель тут же оборачивается, оживает, начинает что-то говорить. А говорит он опять заумь и все эти неудобоваримые термины. Но ученики его слушают и у них на лицах написано полное удовлетворение этой ситуацией.

Голос за кадром рассказывает:
-Как все истинные художники, воспитанники этой школы интересуются природой. Силами учеников здесь разбиты сады и клумбы.
Показывают эти клумбы. Они на могилы не похожи, нет, нормальные клумбы советского образца. Вообще во всем этом «кино» никто не погибал и не было никаких жестоких сцен – все только на картинках.
Но в кадре с клумбами вдруг появляется один из членов съемачной группы. Он пока нормален, у него здоровый, естественно перепуганный взгляд. Сквозь закадровый голос мы слышим, как он говорит: «Надо мотать отсюда! Вы что, не видите, что тут происходит?»

-Дети наблюдают смену времен года. Весеннее возрождение природы, ее зимний сон и…

А он кричит: «Вы как хотите, а я пошел!» Но ему навстречу идут несколько детей, мирно и дружелюбно, но они к нам спиной и мы не видим их лиц.
Он спотыкается, падает на клумбу и начинает отползать.

-…эти наблюдения ребята воплощают в своем творчестве.

Тот кадр вдруг обрывается, на экране опять выставки работ. Теперь детали рисунков и скульптур нам показывают тщательно, со смаком. Поделки демонстрируются с разных ракурсов, появляется специальная подсветка. Так в те времена снимали только шедевры, исторические памятники, то есть только что-то реально стоящее. А тут откровенное абы что с элементами хоррора телевизионщики начинают снимать прямо как золото скифов.
Становится понятно, что они уже тоже поражены этим то ли гипнозом, то ли одержимостью.

Последнее, что помню – наступает вечер, дети идут в спальни. Мелькают кадры с теми рисунками, где изображены вытянутые черные призраки.
-Вот и подошел к концу очередной школьный день…- голос за кадром.
Камера перемещается, показывают спальню. Но это конец и что дальше – я не знаю.

@темы: безумие, дети, мистические и аномальные места, своё, сновидения, учебные заведения

Комментарии
2016-01-02 в 12:52 

Зело
Очень хорошо.
Мне тоже иногда снятся фильмы, но у меня в снах вообще целая мифология)

2016-01-02 в 12:58 

Цадкиэль
Цифровая душа
Мне тоже иногда снятся фильмы, но у меня в снах вообще целая мифология)

Это очень интересно! К.Г. Юнг считал, что в снах и должна быть целая мифология, только не каждый человек отдает себе в этом отчет.
И я так думаю. Просто моя мифология какая-то оказалась слишком современная, сильно приправленная телевизионными образами.

2016-01-02 в 13:03 

Лог
А людишек мы нелюбим...(с) Тест
Цадкиэль,
Да, пожалуй ни на что не похоже, но реально, это НАДО снимать! Все эти ужастики с затасканым сюжетом за пояс заткнет.

2016-01-02 в 13:10 

Морихэл
Квинтэссенция Бесполезности.
Интересно. Вообще, фильм ужасов получился бы шикарный.

2016-01-02 в 13:17 

Цадкиэль
Цифровая душа
Спасибо большое. Если честно, я на это надеялся - ну, что вы тоже оцените. Я до сих пор его помню, и меня сама идея просто восхищает. Я не могу поверить, что это работа моего собственного подсознания! В состоянии бодрствования я не блещу фантазией, какие-то толковые идеи посещают меня редко. Удивительно, что у нас в головах тихо спит, а просыпается только тогда, когда спим мы... :upset:

Думаю, это была бы отличная идея для очень-очень низкобюджетного фильма. Никаких спецэффектов там нет вообще и в помине! Все держится на атмосфере и нессответствии между видеорядом и закадровым голосом. А какой эффект!

2016-01-02 в 13:25 

Зело
Цадкиэль, Просто моя мифология какая-то оказалась слишком современная, сильно приправленная телевизионными образами.

У меня так же, но архетипы-то кочуют с древности))

2016-01-02 в 13:29 

Зело
Цадкиэль, Я не могу поверить, что это работа моего собственного подсознания!

Меня волнует загадка человеческого мозга, способного порождать совершенно правдоподобные иллюзии. Это восхитительно.
В этой же плоскости - тема осознанных сновидений, серийных и сюжетных снов, "снов-пророчеств". При полном моем материализме такая отдушина для "мистической части" сознания восхищает.

2016-01-03 в 15:56 

Отлично, вам, действительно, надо писать книги и снимать кино)) Очень атмосферно.

URL
2016-01-03 в 17:15 

Alexandra Price
Мы хотим чего-то здесь и сейчас. А у Вселенной, как известно, есть 3 ответа для нас: «Да», «Да, но попозже» и »У меня есть что-то получше для тебя»
прикольно! автор, а еще что было? реально такое все жутковатое) интересно

2016-01-04 в 08:23 

Freya
В покеболе темно и сыр. Но не плакат же!
Специально пересмотрела "Ведьму из Блэр" Мне кажется, это больше похоже на сон, чем предыдущий "фильм", но потому как раз и атмосферно так, да. Я б еще почитала :D

2016-01-05 в 10:50 

.Джулс
Вау)))
Интересно и крипово :-)
Отличный сюжет, правда!
(и соболезнования, если вам часто снились крипи))

2016-01-10 в 15:02 

Цадкиэль
Цифровая душа
(и соболезнования, если вам часто снились крипи))


:)
Нет, крипи как раз не часто. Эта история вообще наиболее подходящая для этой темы. Обычно мне снятся якобы фантастические фильмы, точнее - только их отрывки. Страшного в них ничего нет.

2016-01-10 в 18:10 

Цадкиэль, везет вам со снами) Мне, правда, крипи не снились никогда вообще ни разу, но зато и все интересные сны связать потом в такой рассказ не получилось бы.

URL
   

Крипипаста

главная